Отсутствие сна делает воспоминания менее доступными в стрессовых ситуациях

Известно, что сон способствует формированию долговременной памяти у человека. В новом исследовании исследователи из Упсальского университета показывают, что сон не только помогает сформировать долговременную память, но и обеспечивает доступ к ней во время когнитивного стресса.

Хорошо известно, что во время сна у человека вновь усвоенная информация передается из хранилищ кратковременной памяти в долговременную. В исследовании, которое сейчас публикуется в научном журнале Sleep, исследователи сна Джонатан Седернаес и Кристиан Бенедикт попытались изучить роль продолжительности ночного сна в передаче памяти и то, как долговременные воспоминания, сформированные сном, остаются доступными после острых когнитивных расстройств. стресс.

После вечернего сеанса обучения, в ходе которого 15 участников узнали 15 местоположений пар карт на экране компьютера, в одном экспериментальном сеансе испытуемые спали половину ночи (4 часа), а в другом – всю ночь (8 часов). На следующее утро испытуемых попросили вспомнить как можно больше мест расположения пар карт. Исследователи обнаружили, что полчаса сна (4 часа) была такой же мощной, как и полная ночь сна (8 часов), чтобы сформировать долговременные воспоминания о местонахождении пары изученных карт.

Однако исследование также показало, что стресс повлиял на способность участников вспоминать эти воспоминания. Мужчины находились в состоянии острого стресса в течение 30 минут утром после полу- или полной ночи сна (например, из-за того, что им приходилось вспоминать недавно выученный список слов, находясь под шумом). После короткого сна это воздействие стресса уменьшило их способность вспоминать расположение этих пар карточек примерно на 10 процентов.

Напротив, такого нарушения, вызванного стрессом, не наблюдалось, когда одним и тем же мужчинам позволяли спать всю ночь.

"На основе результатов нашего исследования у нас есть два важных вывода: во-первых, даже несмотря на то, что потеря половины ночи сна может не ухудшить функции памяти в исходных условиях, добавления острого когнитивного стресса может быть достаточно, чтобы привести к значительным нарушениям, что может быть вредным в реальных сценариях. Во-вторых, такие меры, как перенос времени начала занятий в школе и более широкое использование гибких графиков работы, которые увеличивают доступное время откладывания для тех, кто обычно коротко спит, могут улучшить их академическую и профессиональную успеваемость за счет обеспечения оптимального доступа к воспоминаниям в стрессовых условиях", говорит Джонатан Седернайс, исследователь кафедры неврологии Упсальского университета.

"Следующим важным шагом будет изучение того, как хроническая потеря сна и или более хронический стресс могут взаимодействовать, чтобы ухудшить способность восстанавливать воспоминания, которые консолидируются во время сна", говорит Джонатан Седернайс.